Проблемы применения примирительных процедур (медиации) при работе с клиентами в юридической клинике

В настоящее время пристальное внимание к юридическим клиникам связано еще и с повышением качества юридического образования. Это обусловило переход юридических вузов на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), которые были утверждены Приказами Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 № 464 и от 14.12.2010 № 1763.

Стандарты предъявляют к вузам новые требования по наличию в них юридических клиник, в которых теоретические знания студентов будут закрепляться практической работой. Совершенно очевидно, что на современном этапе профессиональные требования к студентам, закончившим юридический вуз, очень высоки. Реформа высшего юридического образования во главу угла ставит подготовку и воспитание юриста нового поколения, который, обладая набором профессиональных знаний и навыков, должен быть ориентирован на общечеловеческие ценности. Так называемый компетентностный подход к обучению направлен на выработку у студентов профессиональных и социальноличностных качеств, «среди которых культура системного профессионального мышления, коммуникативная культура…ответственность…гибкость мышления» [1, с. 907] и т.п. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. не дает легального понятия «юридическая клиника», а раскрывает его содержание через перечисление целей, для реализации которых создается юридическая клиника. Это, прежде всего, образовательная цель, которая достигается путем обучения студентов, направленным на выработку навыков интервьюирования, консультирования, анализа дела. Дисциплины (курсы) называются по-разному: «Юридическое клиническое образование», «Юридическое консультирование» и т.п. Модели обучения – от простого чтения лекций до проведения тренингов по различным ситуациям, возникающим на практике или смоделированным кураторами-преподавателями.

Клиническое юридическое образование как никакое другое позволяет приобрести и развить у студентов профессиональные навыки и умения. Участвуя в деятельности юридической клиники, студенты могут применить на практике теоретические знания, полученные за годы обучения в вузе. Оказывая бесплатную юридическую помощь, клиника преследует еще одну важную цель – защиту прав и законных интересов социально незащищенных граждан (малоимущих, пенсионеров, детей-сирот и т. д.) Одной из инновационных форм защиты прав и законных интересов субъектов правовых отношений является медиация. Медиация – это технология разрешения конфликтов. Медиатор помогает сторонам в разрешении конфликта, являясь третьей, нейтральной и беспристрастной стороной. Так как большинство граждан, обращающихся в клинику, – это граждане, находящиеся в конфликте, то проведение процедуры медиации в юридической клинике является наиболее разумной и востребованной процедурой. Федеральный закон 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» позволяет осуществлять медиацию на непрофессиональной основе лицам, достигшим восемнадцати лет, обладающим полной дееспособностью и не имеющим судимости.

Однако процедура медиации достаточно формализована и обладает набором специфических особенностей, овладеть которыми можно, только пройдя специальную подготовку (обучение). Клиника не имеет возможности профессионально обучать медиаторов, да и это не является ее целью. Каким образом тогда студенты могут получить знания о процедуре медиации?

Во-первых, как показывает опыт работы юридических клиник, во многих из них читается курс медиации в рамках дисциплин «Юридическое клиническое образование», «Юридическая клиника» и т.п. Студенты получают начальные знания о медиации, роли медиатора, принципах медиации, процедуре проведения медиации. Формой закрепления теоретических знаний по медиации могут служить ролевые игры по ситуациям, смоделированным преподавателем или взятым на практике во время проведения юридической консультации. Свои навыки в медиации студенты могут применить во время приема граждан в юридической клинике.

Во-вторых, медиация обладает большим арсеналом методов и приемов, которые позволяют воспитать у студентов навыки бесконфликтного поведения, формируют новую форму мышления и новый образ жизни. Юрист профессионал нового типа, обладающий культурой бесконфликтного общения, более востребован в настоящее время, нежели юрист, отстаивающий свои убеждения только в суде. Навыками проведения процедуры медиации должен обладать, на наш взгляд, каждый квалифицированный юрист.

В-третьих, занимаясь правовым просвещением, студенты, работающие в юридических клиниках, несут в массы знания о новом способе разрешения конфликтов, что повышает правовую культуру граждан, снижает количество обращений в суды.

В-четвертых, медиация позволяет глубже осознать каждому юристу социальную значимость его профессии, осознать ответственность перед обществом за последствия принимаемых им решений.

Список литературы

  1. Нарутто С. В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы Российского права. №7(32). 2013.