fbpx

Медиативные технологии в работе юридической клиники

Медиация

Становление гражданского общества в России является магистральной задачей государства, где одним из ярких показателей обеспечения гарантий прав и свобод гражданина является доступное правосудие.

Согласно теории «трёх волн», предложенной Мауром Каппеллетти, любое «государство всеобщего благосостояния» [1] в целях обеспечения доступности правосудия проходит три этапа реформ – «волн». Первая волна связана с устранением экономических препятствий на пути к правосудию посредством создания учреждений по оказанию квалифицированной юридической помощи малообеспеченным и социально незащищенным группам населения. Вторая волна направлена на развитие теории представительства интересов неопределенного круга лиц и практики применения групповых исков. Третья волна связана с распространением внесудебных процедур урегулирования споров. В этой связи вполне является закономерным принятие законов «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Таким образом, в российскую правовую культуру вводится новый институт внесудебного урегулирования правовых споров – процедура медиации и закрепляет уже существующий институт оказания бесплатной юридической помощи малообеспеченным и социально-незащищенным слоям населения посредством юридической клиники. Преследуя, с одной стороны, одни цели – создание условий для осуществления прав и свобод граждан путем обеспечения доступности правосудия, эти два института выполняют разные функции, один – внесудебное урегулирование споров путем достижения взаимовыгодного консенсуса с помощью медиатора, другой – оказание квалифицированной юридической помощи на безвозмездной основе студентами – клиницистами. Вместе с тем, точек соприкосновения этих двух сфер при более глубоком изучении очень много. Феномен юридической клиники связан с профессором Казанского университета Д.И. Мейером, который призывал коллег соединить теоретическое преподавание юриспруденции с практическими занятиями, так как без этого «само знание считается бесплодным для жизни» [2]. участвующие в работе юридической клиники, применяют на практике теоретические знания, полученные за годы обучения в вузе, а также имеют возможность ведения приема и «живого» консультирования клиентов. В юридической клинике при Пермском государственном национальном исследовательском университете «живое» консультирование осуществляют сами студенты, но под наблюдением преподавателя-куратора клиники. Одним из важнейших правил работы в клинике является запрет давать ответ посетителю при первом приеме. Во время первой встречи посетитель раскрывает суть проблемы, отвечает на уточняющие вопросы студента-клинициста, предоставляет необходимые документы, а студент формирует дело и назначает повторную встречу. Его задача состоит в исследовании материалов дела, изучении нормативного материала, при необходимости получении консультации у преподавателя и подготовке ответа, и только после визирования этого ответа у куратора, студент имеет право дать его клиенту в устной форме. Путь между встречей студента – клинициста с гражданином и дачей консультации в устной форме состоит из нескольких этапов: представление, интервьюирование, сбор документов, анализ дела, консультирование с преподавателем, подготовка устной консультации. На каждом из этих этапов студент сталкивается с многочисленными проблемами. Обучение в клинике как раз и направлено на выработку у студента навыков по преодолению этих проблем. Очень важно для достижения цели деятельности юридической клиники – предоставление квалифицированной юридической помощи, выстроить правильно отношения с клиентом. И на этом этапе роль медиативных техник в работе с клиентом очень велика. Фактически 80% посетителей, обратившихся в клинику – это граждане, находящиеся в конфликте. Студент-клиницист чаще всего не разрешает этот конфликт, хотя иногда и предупреждает его. Настроить клиента на «свою волну», узнать у него максимум достоверной информации для разрешения его вопроса – все это возможно с помощью техник медиации. Как важно в работе клиники установление контакта с клиентом, преодоление барьеров в общении, расшифровка невербальных сигналов, выработка навыков слушания (с применением эхо-техники, резюме и т.п.). Все это является предметом изучения при подготовке профессиональных медиаторов, однако в методику преподавания в юридической клинике не включаются. Да и если касаться самой методики обучения студентов в юридической клинике, то можно констатировать, что единой методики нет. Каждая клиника разрабатывает и принимает свою методику, включая ее в учебно-методические планы. С одной стороны, это дает определенный простор для использования инновационных, интерактивных способов обучения в клинике, с другой – отсутствие единых требований превращает очень часто работу в клинике в простое консультирование граждан, что лишает клинику важной функции – обучение студентов навыкам практической деятельности, осмысление социальной миссии юриста. И еще одна важная миссия медиации в подготовке юристапрофессионала нового типа – в выработке у юриста новой формы мышления и образа жизни, суть которой – воспитание культуры бесконфликтного поведения. Искусству медиации надо учить со школьной скамьи. Навыками проведения процедуры медиации должен обладать каждый квалифицированный юрист. Сама квалификация юриста непременно должна подразумевать это. Поэтому включение предмета медиации в программы дисциплин юридических факультетов, на наш взгляд, обязательно.

1. См., например: Cappelletti M. Access to Justice and the welfare state. Publications of the European University Institute, Florence, 1981.

2. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855.

3. Люблинский А. О «юридических клиниках» // Журнал Министерства юстиции. №1. С. 175-181.

4. См. там же.

5. См. там же.

Строгонова Татьяна Петровна, управляющий партнер юридической компании “Кожин & Строгонова”, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, руководитель юридической клиники юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, сертифицированный медиатор.